Qui tacet, consentire videtur
читать дальшеБеспилотники запускали в сторону Грузии (есть версия, что тот злосчастный Ту-22м3 именно вскрытием и подавлением грузинской ПВО и занимался, но слишком приблизился и был сбит).
Все 4 официально признанные потери машин и судьба экипажей известны: 1 Ту-22м3 и 3 Су-25:
Ту-22М — сбит ночью 8—9 августа при выполнении разведывательного полёта. Один член экипажа попал в плен (майор Вячеслав Малков; освобождён 19 августа), двое погибли (штурманы майор Виктор Прядкин и майор Игорь Нестеров), один пропал без вести (подполковник Александр Ковенцов). Его тело после войны пытались найти, но горы...
Су-25 — сбит 8 августа южнее Цхинвали. Пилот подполковник Олег Теребунский катапультировался и вышел к российским подразделениям.
Су-25 — сбит 9 августа ракетой в районе Джавы. Пилот майор Владимир Едаменко (командир звена) катапультировался слишком поздно и погиб. Посмертно удостоен звания Героя России.
/скорее всего, сбит в результате "дружественного огня" - причем, вполне возможно, речь идет о том самолете, который выдали за "грузинский" сбитый штурмовик, по некоторым данным, пилот расстрелян осетинскими добровольцами, принявшими его за грузина, в воздухе
/
Су-25 — сбит 9 августа. Пилот полковник Сергей Кобылаш (командир 368-го штурмового авиаполка, Будённовск) катапультировался и был эвакуирован вертолётом. Удостоен звания Героя России.
, еще три Су-25 вернулись домой после попаданий ракет. Есть довольно противоречивые данные о том, что был также сбит один Су-24:
Кроме того, известно, что 9 августа в зоне конфликта были сбиты два лётчика Службы летных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался. Игорь Зинов попал в плен и был освобождён 19 августа (в плену дал интервью украинскому телеканалу "Интер"), Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России.
Армейская авиация (вертолеты) потерь не понесли.
Если не считать вертолет Ми-8 погранслужбы, потерянный в результате столкновения при посадке с другим вертолетом в ночь с 16 на 17 августа (один военнослужащий погиб) - но вряд ли можно считать это боевой потерей.
Фактически, можно с высокой долей вероятности говорить о 5 потеряных Россией самолетов (скорее всего Су-24 не попал в сводки из-за бюрократической ошибки - принадлежности центру имени Чкалова)
Скорее всего, все машины сбиты Бук-М1.
Во всяком случае, об участии израильской техники в этих эпизодах никаких данных нет (а вот украинских Буков - есть).
Есть сомнительные "свидетельские показания" (журналистки) о потере одного Ми-24.
Но показания эти уровня "мы видели как в атаку вышло 4 Ми-24, а потом назад только три пролетели" (с), да и личность журналистки (не видевшей падения вертолета, а лишь предположившей, что он сбит, т.к. "мимо назад не пролетел") не способствуют тому, чтобы серьезно их воспринимать.
Грузины во время войны договорились до 21 сбитого российского самолета и 3-х вертолетов (израильтяне, по доброте душевной, еще 1 "набросили" в данной статье, став даже большими грузинами, чем те сами))), но за исключением выше упомянутых 5 случаев (Су-25 над Джавой, скорее всего, сбит нами же по ошибке) не было предъявлено ни тел пилотов, ни пленных, ни внятных фотографий обломков.
Позднее министр обороны Грузии Давид Кезерашвили сообщил меньшую цифру — 14 самолётов, но никаких дополнительных доказательств: документы пилотов, их тела, обломки самолетов, которые свидетельствовали о том, что Россией потеряно не 5 машин, а больше, - до сих пор не предъявлены (и скорее всего, предъявлены не будут, т.к. предъявлять нечего).
Грузины признают потерю одного Ми-24 в воздухе (скорее всего, сбит ЗСУ-23-2 (Сержант зенитноракетной артиллерийской батареи Станислав Сватко, подбивший вертолёт был награждён орденом «Георгиевский крест» IV степени), но говорят, что он потерян "по техническим причинам" и 3-х на земле на а/б в Сенаки.
Также признается потеря 3-х Ан-2 в результате авиаударов.
По российским сведеньям грузия потеряла также 3 Су-25 (однако четких фотографий обломков, которые можно было бы идентифицировать как грузинские штурмовик, нет, - вероятно, речь всек о том же сбитом над Джавой собственном Су-25). Во всяком случае "герой", интервью с которым в первые дни показывали по российскому телевиденью, в список награжденных не попал. Да и "первая реакция" сослуживцев, пытавшихся ему набить морду, кое о чем говорит.
и еще пару слов о том, как возникают легенды.
Дело в том, что при уничтожении (или хотя бы попадании) самолета, очень часто бывает задействовано несколько расчетов.
Понятно, что, помимо 4-х действительно сбитых грузинами российских самолетов, в свои победы они записали и 3 поврежденных Су-25 (сумевших вернуться на базы), которые по заверениям командования ВВС России, будут восстановлены (вернее, видимо, уже).
Итак, уже имеем 7 случаев, когда грузины не врут (или врут не сильно, искренне заблуждаясь).
Допустим, в каждом случае по целям работало по 2 расчета (иногда больше - иногда меньше) - каждый совершенно искренне заявил руководству о своей победе, а командиры на местах, вовсе не заинтересованные в преуменьшении собственных успехов, не стали разбираться, идет ли речь об одних и тех же эпизодах или о разных.
Они доложили вышестоящему руководству, которое совершенно искренне рассказало саакашвили о 14 "достоверно подтвержденных победах".
Забавно, что "сбитые" российские самолеты прирастали в заявлениях грузин парами:
8 августа — госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил о 4 сбитых самолётах.
9 августа — заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия заявил о 6 сбитых самолётах.
9 августа — секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая заявил о сбитии ещё 4 самолётов, а общее число сбитых достигло 10.
Кроме того, на войне часто бывают случаи, когда близкие разрывы ракет, пуск самолетом/вертолетом ракет (в т.ч. НУРсов), сопровождающийся резким изменением курса (например, пикированием с выходом из него у самой земли и последующим уходом за горы и холмы или на ПМВ) и звуком взрыва (тех же ракет штурмовика, например, поражающих цели) совершенно искренне воспринимается наблюдателями, как уничтожение самолета.
Вот мы и начинаем понимать, откуда появляется цивра в 25 сбитых л/а при реальном числе 4.
Ну а чем хуже дела на фронте, тем меньше интересно военно-политическому руководству разбираться в этой двойной-тройной бухгалтерии, тем охотнее оно верит (и озвучивает потом перед камерами) информации о воздушных победах.
Если мы вспомним, примерно то же самое было и в Ираке и в Югославии, где обороняющаяся сторона завышала число своих побед в 3-4 а иногда и в 10 раз.
и не всегда это была пропаганда, часто - просто искреннее заблуждение.
Ну а после войны грузины заговорили о 14 сбитых машинах.
т.е. превысили число реально пораженных ими ЛА всего в 2 раза.
По-божески вполне
Все 4 официально признанные потери машин и судьба экипажей известны: 1 Ту-22м3 и 3 Су-25:
Ту-22М — сбит ночью 8—9 августа при выполнении разведывательного полёта. Один член экипажа попал в плен (майор Вячеслав Малков; освобождён 19 августа), двое погибли (штурманы майор Виктор Прядкин и майор Игорь Нестеров), один пропал без вести (подполковник Александр Ковенцов). Его тело после войны пытались найти, но горы...
Су-25 — сбит 8 августа южнее Цхинвали. Пилот подполковник Олег Теребунский катапультировался и вышел к российским подразделениям.
Су-25 — сбит 9 августа ракетой в районе Джавы. Пилот майор Владимир Едаменко (командир звена) катапультировался слишком поздно и погиб. Посмертно удостоен звания Героя России.
/скорее всего, сбит в результате "дружественного огня" - причем, вполне возможно, речь идет о том самолете, который выдали за "грузинский" сбитый штурмовик, по некоторым данным, пилот расстрелян осетинскими добровольцами, принявшими его за грузина, в воздухе

Су-25 — сбит 9 августа. Пилот полковник Сергей Кобылаш (командир 368-го штурмового авиаполка, Будённовск) катапультировался и был эвакуирован вертолётом. Удостоен звания Героя России.
, еще три Су-25 вернулись домой после попаданий ракет. Есть довольно противоречивые данные о том, что был также сбит один Су-24:
Кроме того, известно, что 9 августа в зоне конфликта были сбиты два лётчика Службы летных испытаний истребительной и фронтовой авиации (в/ч 18374) 929-го Государственного летно-испытательного центра Минобороны им. Чкалова — лётчик-испытатель полковник Игорь Зинов и штурман-испытатель полковник Игорь Ржавитин. Тип самолёта, на котором они были сбиты, официально не сообщался. Игорь Зинов попал в плен и был освобождён 19 августа (в плену дал интервью украинскому телеканалу "Интер"), Игорь Ржавитин погиб и был посмертно удостоен звания Героя России.
Армейская авиация (вертолеты) потерь не понесли.
Если не считать вертолет Ми-8 погранслужбы, потерянный в результате столкновения при посадке с другим вертолетом в ночь с 16 на 17 августа (один военнослужащий погиб) - но вряд ли можно считать это боевой потерей.
Фактически, можно с высокой долей вероятности говорить о 5 потеряных Россией самолетов (скорее всего Су-24 не попал в сводки из-за бюрократической ошибки - принадлежности центру имени Чкалова)
Скорее всего, все машины сбиты Бук-М1.
Во всяком случае, об участии израильской техники в этих эпизодах никаких данных нет (а вот украинских Буков - есть).
Есть сомнительные "свидетельские показания" (журналистки) о потере одного Ми-24.
Но показания эти уровня "мы видели как в атаку вышло 4 Ми-24, а потом назад только три пролетели" (с), да и личность журналистки (не видевшей падения вертолета, а лишь предположившей, что он сбит, т.к. "мимо назад не пролетел") не способствуют тому, чтобы серьезно их воспринимать.
Грузины во время войны договорились до 21 сбитого российского самолета и 3-х вертолетов (израильтяне, по доброте душевной, еще 1 "набросили" в данной статье, став даже большими грузинами, чем те сами))), но за исключением выше упомянутых 5 случаев (Су-25 над Джавой, скорее всего, сбит нами же по ошибке) не было предъявлено ни тел пилотов, ни пленных, ни внятных фотографий обломков.
Позднее министр обороны Грузии Давид Кезерашвили сообщил меньшую цифру — 14 самолётов, но никаких дополнительных доказательств: документы пилотов, их тела, обломки самолетов, которые свидетельствовали о том, что Россией потеряно не 5 машин, а больше, - до сих пор не предъявлены (и скорее всего, предъявлены не будут, т.к. предъявлять нечего).
Грузины признают потерю одного Ми-24 в воздухе (скорее всего, сбит ЗСУ-23-2 (Сержант зенитноракетной артиллерийской батареи Станислав Сватко, подбивший вертолёт был награждён орденом «Георгиевский крест» IV степени), но говорят, что он потерян "по техническим причинам" и 3-х на земле на а/б в Сенаки.
Также признается потеря 3-х Ан-2 в результате авиаударов.
По российским сведеньям грузия потеряла также 3 Су-25 (однако четких фотографий обломков, которые можно было бы идентифицировать как грузинские штурмовик, нет, - вероятно, речь всек о том же сбитом над Джавой собственном Су-25). Во всяком случае "герой", интервью с которым в первые дни показывали по российскому телевиденью, в список награжденных не попал. Да и "первая реакция" сослуживцев, пытавшихся ему набить морду, кое о чем говорит.
и еще пару слов о том, как возникают легенды.
Дело в том, что при уничтожении (или хотя бы попадании) самолета, очень часто бывает задействовано несколько расчетов.
Понятно, что, помимо 4-х действительно сбитых грузинами российских самолетов, в свои победы они записали и 3 поврежденных Су-25 (сумевших вернуться на базы), которые по заверениям командования ВВС России, будут восстановлены (вернее, видимо, уже).
Итак, уже имеем 7 случаев, когда грузины не врут (или врут не сильно, искренне заблуждаясь).
Допустим, в каждом случае по целям работало по 2 расчета (иногда больше - иногда меньше) - каждый совершенно искренне заявил руководству о своей победе, а командиры на местах, вовсе не заинтересованные в преуменьшении собственных успехов, не стали разбираться, идет ли речь об одних и тех же эпизодах или о разных.
Они доложили вышестоящему руководству, которое совершенно искренне рассказало саакашвили о 14 "достоверно подтвержденных победах".
Забавно, что "сбитые" российские самолеты прирастали в заявлениях грузин парами:
8 августа — госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил о 4 сбитых самолётах.
9 августа — заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия заявил о 6 сбитых самолётах.
9 августа — секретарь Совета национальной безопасности Грузии Александр Ломая заявил о сбитии ещё 4 самолётов, а общее число сбитых достигло 10.
Кроме того, на войне часто бывают случаи, когда близкие разрывы ракет, пуск самолетом/вертолетом ракет (в т.ч. НУРсов), сопровождающийся резким изменением курса (например, пикированием с выходом из него у самой земли и последующим уходом за горы и холмы или на ПМВ) и звуком взрыва (тех же ракет штурмовика, например, поражающих цели) совершенно искренне воспринимается наблюдателями, как уничтожение самолета.
Вот мы и начинаем понимать, откуда появляется цивра в 25 сбитых л/а при реальном числе 4.
Ну а чем хуже дела на фронте, тем меньше интересно военно-политическому руководству разбираться в этой двойной-тройной бухгалтерии, тем охотнее оно верит (и озвучивает потом перед камерами) информации о воздушных победах.
Если мы вспомним, примерно то же самое было и в Ираке и в Югославии, где обороняющаяся сторона завышала число своих побед в 3-4 а иногда и в 10 раз.
и не всегда это была пропаганда, часто - просто искреннее заблуждение.
Ну а после войны грузины заговорили о 14 сбитых машинах.
т.е. превысили число реально пораженных ими ЛА всего в 2 раза.
По-божески вполне
взято с инофорума, но вот поди теперь разбери кто именно писал и с какими ссылками (